Повышение квалификации педагогических работников – это целенаправленный процесс, ориентированный на постоянное совершенствование профессионализма, развитие мастерства и формирование новых навыков педагогической деятельности.
От качества деятельности педагога, его квалификации, навыков креативного мышления зависит эффективность процесса организации педагогической работы и качество образования учащихся. Это обуславливает необходимость постоянного повышения квалификационного уровня педагогов. Повышение квалификации представляет собой с одной стороны процесс, а с другой – результат образовательного процесса.
Повышение квалификации
Повышение квалификации
Виды и формы повышения квалификации
На сегодняшний день есть большое число организаций, которые реализуют дополнительное образование. В связи с этим число форматов достаточно большое, поэтому каждый желающий может наиболее удобную для себя форму:
• самообразование;
• стажировка;
• разработка творческой темы;
• взаимопосещение занятий;
• самоанализ;
• наставничество;
• собеседование;
• консультации;
• посещение занятий с последующим анализом;
• рекомендации по устранению недостатков;
• анализ планов уроков.
Согласно ФЗ № 273 и приказу Минобрнауки № 499 школа самостоятельно устанавливает формы и сроки обучения по программам повышения квалификации и указывает их в договоре о ДПО (дополнительном профобразовании), который заключается перед началом занятий. Учеба может проходить в разных формах:
• очно;
• дистанционно;
• очно-заочно (по вечерам);
• в смешанном формате – с сочетанием очной части и заочного обучения с использованием: дистанционных технологий (когда слушатель курсов контактирует с преподавателями через интернет и другие каналы связи);
и/или электронного обучения (в этом случае занимающийся на курсах повышения
квалификации пользуется для самостоятельной учебы цифровыми ресурсами
образовательной организации – виртуальной библиотекой и тренажерами,
обучающими видео, тренировочными тестами и т. д).
Соответственно, повысить квалификацию можно:
• с отрывом от выполнения должностных обязанностей по месту работы;
• без отрыва от трудовой деятельности;
• с частичным отрывом от трудовой деятельности.
Виды повышения квалификации
Курсы повышения квалификации принято делить на краткосрочные и длительные, но актуальное законодательство такого разделения программ официально не предусматривает. Приказ № 499 устанавливает, что продолжительность занятий не должна быть меньше 16 часов, при этом максимальный период обучения не ограничивается
Следует выделить следующие виды повышения квалификации:
• на базе высших образовательных учреждений;
• образовательные программы, продолжительность которых не превышает двадцати часов;
• исследовательские или научные проекты, проводимые при участии зарубежных специалистов;
• дистанционные образовательные программы
• самообразование.
Повышение квалификации возможно осуществлять в различных форматах, которые будут отвечать нуждам и ресурсам слушателя. Так, программы дополнительного образования могут иметь следующие разновидности:
• краткосрочные курсы, максимальная продолжительность которых составляет 72 часа, а в их основу обычно закладывают узкопрофильные вопросы;
• длительные курсы могут иметь срок более 100 часов. При этом они предлагают к рассмотрению целый пласт актуальных вопросов в отрасли;
• узконаправленные курсы, которые имеют продолжительность от 72 до 100 часов. А глубина освещенных вопросов зависит от их продолжительности.